Возле нового собора в Париже может открыться русско-
французская школа!

Идея, как говорится, давно носится в воздухе. Предложение о создании в Париже русско-французской школы уже много лет выдвигается и обсуждается на встречах и конференциях с компетентными людьми как российской стороны, так и французского министерства образования. Она вновь стала актуальной и стала приобретать конкретные черты в связи с планами строительства в Париже Культурно-духовного центра на набережной Бранли.

Как известно, в 2010 году Российское государство приобрело участок земли, на котором ранее размещалась французская служба «Метео-Франс». В 2011 году был проведен конкурс на архитектурный проект будущего православного Собора и Культурно-духовного центра. Победителем конкурса стала французско-русская команда «Общество архитекторов и девелоперов Мануэля Яновского» и «Арх груп». 

«Максим-энд-Ко», посредством своих сайтов провело тогда единственный среди русских и православных жителей Франции опрос на тему «Какой из проектов российского духовного православного центра на набережной Бранли в Париже вам больше нравится?», и «глас народа» был передан как членам отборочного жюри, так и российским и французским властям. См. подробности

Однако в 2012 году реализация проекта застопорилась: проект не понравился ни новому французскому президенту Ф.Олланду, ни парижскому градоначальнику, мэру Б.Деланоэ, ибо нарушает, по мнению последнего, исторический облик набережной Сены. В ноябре 2012 г. в дни визита во Францию председателя правительства РФ Д.Медведева французская и российская стороны договорились отправить проект на переработку. Следует уточнить, что у французской стороны нет принципиальных возражений против строительства Центра и православного храма в центре Парижа, речь идет только об изменении архитектурной стороны проекта.

Воспользовавшись случаем упомянутого государственного визита во Францию, «Максим-энд-Ко» направило российскому и французскому премьерам письмо, в котором еще раз изложило результаты проведенного в 2011 году опроса по поводу проектов православного храма и культурно-духовного центра.

В этом же письме было предложено, чтобы при пересмотре архитектурного проекта была также рассмотрена возможность строительства помещения для русской школы.

«Мы хотим обратить Ваше внимание на то, – говорилось в письме, – что российская общественность Франции уже на протяжении многих лет пытается убедить как Посольство РФ, так и российские министерства и органы, работающие с соотечественниками, в необходимости открыть в Париже русско-французскую школу. Такая двуязычная гимназия позволила бы обучать детей одновременно по русской и по французской учебным программам и готовила бы их к сдаче как российского ЕГЭ, так и французского бакалавра. Таких детей в двуязычных семьях в Париже – тысячи, и большинство из них, учась во французских школах, теряют свой «второй родной» русский язык. В перспективе такая школа могла бы стать престижным учебным заведением и свидетельствовать о русской культуре во Франции ни чем не хуже, чем новый культурный центр. Русско-французская гимназия обеспечит при этом будущее поколение людей, которым суждено будет сыграть важную роль в укреплении российско-французских отношений».

Предложение ассоциации «Максим-энд-Ко» получило поддержку Координационного совета российских соотечественников во Франции. Оно было положительно принято посольством и лично обсуждалось послом РФ во Франции А.Орловым с российским премьер-министром Д.Медведевым.

В феврале 2012 года стало известно, что разработчикам нового проекта Культурно-духовного центра в Париже было дано техническое задание включить в состав Центра начальную школу (5 классов, столовую, дворик…). На заседании Координационного совета 18 февраля сотрудник посольства также сообщил, что «тема русских школ в Париже поднималась во время визита вице-премьера РФ О.Ю.Голодец в Париж, в том числе о создании в Париже русского лицея по примеру французского лицея им. А.Дюма в Москве».

Эта информация обнадеживает. Строительство в Париже здания, предназначенного для русской начальной школы, – это большой шаг вперед. Однако «Максим-энд-Ко» считает, что следует и дальше отстаивать проект открытия в Париже не только начальной, но и полноценной школы, то есть с полным циклом среднего образования. И не столь важно, будет ли распологаться школа в одном – при Центре помещении, или в нескольких.

К тому же на сегодняшний день есть разные мнения, какой будет эта школа – светской или конфессиональной (православной) по примеру многочисленных фрацузских католических частных школ, действующих в рамках договора с государством, и пока не известно, по какой программе – российской или по программе, согласованной с французским министерством образования, будут учиться дети.

Первичное предложение российского правительства взять в основу пример французского лицея им. А.Дюма в Москве вряд ли сможет удовлетворить ожидания русскоязычных парижан: оно рискует всего лишь привести к открытию второй («только русской») посольской школы, к тому же ненужным образом дублирующую находящуюся на небольшом расстоянии первую.

Более удовлетворительным решением стало бы согласование на межгосударственном уровне «русско-французской» учебной программы. Это мнение разделяет руководитель Комиссии по русскому языку Координационного совета российских соотечественников во Франции Н.Гребенькова. На сегодняшний день такие согласованные программы существуют только на уровне лицеев и применяются в русских секциях в Международных лицеях (Сен-Жермен-ан-Ле, Вальбон-Ницца, Бордо, Страсбург), но их не существует ни для колледжей, ни для начальной школы.

Согласование такой совместной учебной программы – это долгий процесс, который может занять от одного года до двух лет. Этот срок вполне совместимый с предположенными сроками строительства Центра (два-три года), добро на которое Ф.Олланд дал В.Путину на прошлой неделе в Москве. Но работа предстоит большая и потребует наших с вами усилий по убеждению чиновников обеих стран в том, что нам и нашим детям действительно нужна такая полноценная школа-гимназия.


Максим Жедилягин

01 марта 2013 г.

Наверх