Модерн и традиция. Облик нового русского духовно-культурного центра в Париже
17 января 2014 г.
Дмитрий Кошко, La Russie d’aujourd’hui
Новая русская церковь в Париже станет культурным центром, включающим 4 здания, построенных в архитектурном стиле городского пейзажа окружающих кварталов при соблюдении канонических правил русской православной церкви. После четырех лет политических и административных перипетий первый камень будущего храма будет заложен в июне этого года высокопоставленными лицами со стороны Франции и России.
Проект, представленный 17 января для прессы, был доступен для широкой публики 18-19 января в резиденции посла России в Париже на улице Гренель, специально открывшей свои двери для посетителей.
Вокруг самой церкви будет выставочный зал, приходской центр с русским кафе, открытым для публики, и русско-французская не конфессиональная школа, рассчитанная на 150 учеников: пять классов по 30 учеников. Школа не была предусмотрена в первоначальном проекте, однако об этом просила русская община Франции, ей оказал поддержку посол РФ в Париже Александр Орлов, и просьба была услышана московскими властями. Весь комплекс будет построен из бургундского слоистого камня без какой-либо кичливости, в современном стиле. Именно из этого камня построено большинство зданий в этом очень «красивом квартале» Парижа, расположенном на берегу Сены рядом с Эйфелевой башней.
Сама церковь будет построена в стиле русских церквей XV-XVII веков таких исторических центров, как Владимир и Суздаль, и соборов Московского Кремля. Массивные стены светло-охрового цвета будут облегчены стеклянными инкрустациями, создающими впечатление слоистости. Завершат храм пять больших куполов в форме традиционных луковиц, покрытых матовым золотом, как себе и представляет образ России большинство французов. По высоте все постройки не превысят норм городского строительства и останутся на том же уровне, что и окружающие здания. Колокольня, как того требует русская каноническая традиция, будет возвышаться отдельно и расположится на крыше выставочного зала. Весь комплекс займет 4.650 кв. метров на углу набережной Бранли и проспекта Рапп, то есть участок земли, ранее принадлежавший Метео-Франс, и два ее старых здания соответственно будут снесены. Проект предусматривает частный пассаж, который, правда, днем будет открыт для прохода, зеленые насаждения. Планируется также частично открыть вид на расположенный рядом дворец Альма, который до сих пор был практически не виден.
Нынешний проект «даже по духу совершенно отличается от конкурсного проекта 2011 года», настоятельно подчеркивает Борина Андриё, ответственная за этот проект в кабинете архитектора Жан-Мишеля Вильмотта, который выполнил новую версию. В конкурсе 2011 года победителем был проект совсем другого кабинета архитекторов, но он оказался неприемлемым для мэра Парижа Бертрана Деланоэ. А новая версия Ж.-М.Вильматта была принята префектурой Парижа 24 декабря 2013 г. и не вызвала никаких возражений парижского мэра, вскоре уходящего со своего поста главы городской власти.
Контекст
Весной 2010 года, в Перекрёстный год Франция-Россия, Российская Федерация выиграла тендер на приобретение этой прекрасно расположенной территории в одном из самых красивых и видных кварталов Парижа. Никто никогда официально не подтверждал сумму сделки, но чаще всего говорят о цене порядка 60 миллионов евро. Очень скоро был объявлен конкурс проектов и 10 финалистов были представлены публике и жюри, в которое входили представители России и Франции, в том числе и мэрии Парижа, а также представители РПЦ. В марте 2011 года жюри проголосовало в пользу проекта испанского архитектора Мануэля Нуньеса-Яновского. Его русско-французская команда архитекторов предложила церковь, покрытую гигантским стеклянным крылом, символизирующим, по их замыслу, Покров Богородицы. Представители мэрии Парижа, как свидетельствовали другие члены жюри, яростно защищали проект Фредерика Бореля с компаньонами, который уже выполнял ряд проектов с командой Бертрана Деланое. Проект Бореля, выполненный в совершенно модерновом стиле, включал не меньше элементов китча, чем проект Нуньеса-Яновского, но при этом по форме сильно напоминал минарет.
В январе 2012 года Россия обратилась в префектуре Парижа за разрешением на строительство. И тут неожиданно мэр Парижа Бертран Деланое выступил резко против, обрушившись с враждебными заявлениями на проекта Нуньеса-Яновского, назвав его пародией, и категорически отказался принимать стеклянный покров над постройками. Удивительно то, что при этом он одобрил идею подобного стеклянного покрытия над другим кварталом в самом центре Парижа, который он решил полностью переконструировать, – Les Halles, невзирая на технические сложности и чрезмерную дороговизну сооружения. Надо учесть, что будущая русская церковь находится на берегу Сены, где у мэра Парижа свои проекты, порой вступающие в конфликт с планами мэра 7 округа столицы и бывшего министра правого правительства Рашидой Дати. Вероятно, можно добавить и давление, которое оказывает на парижского мэра его окружение, не скрывающее своих воинственных анти-русских настроений и открытой враждебности российскому президенту Владимиру Путину. Были, конечно, и иные, более технические, возражения против проекта Яновского, высказанные другими учреждениями.
Читайте нашу статью о проекте франко-русской школы в Париже |
Российская сторона сначала совершенно не понимала причину такой яростной оппозиции, учитывая, что представители мэрии Парижа входили в состав жюри конкурса. Было абсолютно не ясно, как поступить в отношении Нуньеса-Яновского, поскольку условия Конкурса не предусматривали отказа и выплаты неустойки. Нуньес-Яновский начал и продолжает судебную тяжбу, пытаясь получить компенсацию за ущерб.
Пока Николя Саркози еще оставался у власти и учитывая, что разрешение на строительство выдается префектурой, а не мэрией, российская сторона придерживалась позиции, соблюдавшей решение жюри, но внимательно принимала замечания технического порядка. После прихода к власти Франсуа Олланда, принадлежащего к тому же политическому лагерю, что и Деланоэ, стало ясно, что префектура не даст разрешения на строительство. В ноябре 2012 года Россия отозвала свой проект. Была создана новая франко-российская группа, и новый проект было поручено подготовить архитектурной мастерской Ж.М.Вильмотта, который на Конкурсе 2011 г. занял второе место, только что выиграл конкурс на проект Большой Москвы и имел опыт работы в Париже с мэрией и другими партнерами. Его проект и был принят. Еще одно преимущество этого проекта –отсутствие подводных камней технического порядка, на которые натыкался проект Нуньеса-Яновского.
На этот раз проект готовился без всякого шума. Как сказал посол России Александр Орлов, глава РПЦ Патриарх Кирилл благословил планы и даже высказал ряд своих пожеланий.
Первый камень нового духовно-культурного центра будет заложен 6 июня по случаю годовщины высадки союзных войск или же 12 июня в День России, когда будет отмечаться 20 лет новой российской конституции. Строительные работы будут выполнены кампанией «Буиг». Правда, мастерская Ж.-М.Вильмотта избегает обращаться к подрядчику, чтобы поинтересоваться по поводу стоимости предстоящих работ.
Фото: Wilmotte&Associes SA